Дата рождения: 27 января 1756
Место рождения: Зальцбург
Страна: Австрия
Дата смерти: 5 декабря 1791
Йоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart, более известный как Вольфганг Амадей Моцарт, немецкое произношение имени) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.
Известнейший представитель Венской классической школы композиции, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. Он был крещён в Соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одаренным музыкальным педагогом. Его книга "Эссе об основах игры на скрипке", опубликованая в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе. В Голландии, где во время постов строго запрещалась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем в Париж и Лондон, во многие города Гер мании, Голландии, Швейцарии. Всюду талант Моцарта вызывал удивление и восторг. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice" (Притворная простушка), но она не была исполненна.
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане была поставлена опера Моцарта "Mitridate, Re di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), которая была тепло принята публикой. С таким же успехом была дана и вторая его опера "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год), для Мюнхена — оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких произведений.
В 1775—1780 годах Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера "Идоменей", с которой начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria, но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и талант Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля", написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L’oca del Cairo" (1783 год) и "Lo sposo deluso" (1784 год) остались неоконченными.
В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente" (Кающийся Давид).
В 1786 году с невероятной быстротой (в 6 недель) была написана опера "Женитьба Фигаро", поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики и неиссякаемым вдохновением. В Вене "Женитьба Фигаро" прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто "Женитьбы Фигаро", как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем "Женитьба Фигаро".
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Несмотря на это, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не захотел оставить Вену. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791 год), имеющая чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791 год). Эта опера вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место.
Величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенным внимание работал в последние дни жизни, погрузил его в недобрые предчувствия. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым "Реквиемом", по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик М. Ф. Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся "Реквием" Антонио Розетти.
До сих пор продолжают находить неизвестные ранее произведения В.А.Моцарта, так в сентябре 2007 года в библиотеке французского города Нант были найдены неизвестные ранее рукописи Моцарта. Часть произведения продолжительностью две минуты в январе 2009 года была исполнена в Нанте руководителем ансамбля "Страдивария", известным скрипачом Даниэлем Кюйе перед маленькой аудиторией в замке Бретонских герцогов. В настоящее время всё творческое наследие Моцарта свободно открыто для общественного использования и вы можете скачать бесплатно ноты Моцарта на многих специализированных интернет ресурсах.