ТИХИЙ ДОН

Опера в четырех актах (шести картинах)


 Либретто Л. И. Дзержинского


 Действующие лица:


Пантелей Мелехов
тенор (характерный)
Ильинична, его жена
меццо-сопрано
Григорий
драматический тенор
Петро
бас
Даша, жена Петра
драматическое сопрано
Лукинична
сопрано
Наталья, ее дочь
сопрано
Митька, ее сын
высокий бас
Аксинья
меццо-сопрано
Генерал Листницкий
бас
Евгений, его сын
баритон
Мишук, товарищ Григория
тенор
Сашка, кучерЛистницких
бас
Сумасшедший солдат
тенор
Есаул
баритон
Гости, мужики, казаки, солдаты, дезертиры, пленные.
Время: 1914—1917 годы.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Работа над оперой «Тихий Дон» продолжалась три года. Опера создавалась в тесном контакте с коллективом театра под наблюдением и руководством дирижера С. А. Самосуда. Деятельная поддержка театра, а также творческая помощь Д. Д. Шостаковича помогли молодому композитору воплотить в жизнь свои замыслы. Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре.


Успеху оперы во многом способствовала широчайшая популярность ее литературного первоисточника — замечательного романа М. А. Шолохова, в котором с большой художественной силой изображены судьбы донского казачества в годы империалистической и гражданской войн.


В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925—1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму.


Более простым и прямолинейным стало построение сюжета. Сложный, психологически трудный путь Григория Мелехова намечен в либретто эскизно, в ряде отдельных эпизодов. Иначе мотивировано его столкновение с паном Листницким, Испытавший ужасы войны, Григорий убивает его не только как соперника, но и как классового врага. Большое внимание композитор уделил массовым сценам, выразительно рисующим картины быта, передающим дыхание величественных событий изображаемой эпохи.


СЮЖЕТ
В станице Вешенской одиноко живет Аксинья. Ей полюбился молодой казак Григорий Мелехов. И ему без Аксиньи жить невмоготу, но отец Григория — Пантелей Мелехов не может примириться с любовью сына к беднячке. Чтобы заставить Григория навсегда порвать с Аксиньей, он решает женить его на дочери богатого казака Наталье Коршуновой. И вот свадьба в разгаре. Только Григорий невесел, его мучают сомнения. Внезапное появление Аксиньи нарушает общее веселье. Ее не страшат ни грубые угрозы Пантелея Мелехова, ни открытая враждебность гостей. Она уверена в своей власти над Григорием: «Не верю, чтоб ко мне ты не вернулся… Придешь!» — бросает она, уходя.


Аксинья ждет Григория. Тоскует и Григорий. Тайные мысли мужа давно уже разгадала Наталья и решила вернуться к родным. Узнав об этом, Пантелей Мелехов гневно обрушивается на сына. Но Григорий не может отказаться от Аксиньи. С нею он готов уйти хоть в батраки. Оскорбленный в своей сословной гордости, взбешенный упорством сына, Пантелей проклинает его. Отныне Григорий лишен всех казачьих прав и привилегий. Вместе с Аксиньей он уходит из хутора.


У мельницы собралась толпа народа. Казаки насмехаются над «иногородними» мужиками. Те в ответ вышучивают богатых казаков, разбогатевших на грабеже. Появляются Григорий с Аксиньей. Пантелей отказывается признать сына-батрака. Чтобы унизить Григория, Митька Коршунов развязно пристает к Аксинье. Григорий отталкивает его. Завязывается драка, которую останавливает приезд казачьего генерала Листницкого. Он объявляет о начале войны и мобилизации. В безмолвии народ слушает царский манифест.


В людской барского дома генерала Листницкого идут нескончаемые разговоры о войне. По просьбе одного из слуг старик-конюх Сашка, шутник и балагур, рассказывает фантастическую историю о том, как он по велению царя изловил бежавшего из крепости злодея. Здесь же живет Аксинья, которая служит у Листницких кухаркой. Трудно ей живется после того, как Григория забрали на войну. Уже год от него нет вестей, а тут еще захворала их дочурка, которую отец даже не видел. Сын Листницкого, казачий офицер Евгений, настойчиво домогается любви Аксиньи. Но она отвергает его. Приходит Наталья. Она принесла письмо с извещением о смерти Григория. В порыве отчаяния Аксинья припадает к ребенку и с ужасом убеждается, что девочка умирает. Измученная, убитая горем, она покоряется вкрадчивым уговорам Листницкого.


Казачий привал на австрийском фронте. Казаки с тоской вспоминают о родной стороне. Среди них Петр Мелехов и его односельчане. В подошедшем солдате они с радостью узнают Григория, возвращающегося на фронт из столичного госпиталя. Григорий рассказывает казакам о волнениях в столице, о близком свержении царя и окончании войны. Митька с помощью офицера пытается арестовать Григория, но уже поздно. Подошедшая группа солдат приносит ошеломляющую весть: «Царя с престола сняли! Конец войне!»


Возвратившийся с фронта домой Григорий узнает от деда Сашки об измене Аксиньи и смерти дочери. Он потрясен, вся его ненависть теперь сосредоточилась на Листницком. Григорий убивает казачьего офицера и примыкает к идущему на Царицын революционному отряду. Вместе с трудовым народом он идет сражаться за новую жизнь.


МУЗЫКА
«Тихий Дон» — первая художественно ценная советская опера на революционную тему. Острое чувство современности, творческое отношение к народной песенности, опора на классические традиции русского оперного искусства (в особенности Мусоргского) определили сильные стороны этого произведения.


Первая картина — колоритная бытовая сцена, на фоне которой возникает ряд драматических эпизодов. Хор «Ох, матушка, тошно мне», написанный в характере свадебной песни передает настроение разгульного, бесшабашного веселья. Диалог Григория и Натальи «Гришенька, никак опять тоскуешь?» и их дуэт «С тобою ль мне тосковать о прошлом?» проникнуты лирически-мечтательным настроением. Появление Аксиньи вносит в музыку драматизм. Уверенностью и чувством собственного достоинства исполнено ее краткое ариозо «Не трожь, старик!» Резко и грубо звучит обращение Митьки «Сестру срамить своим позором пришла». В словах Аксиньи, обращенных к Григорию: «Обидел, Гриша», слышится скорбный упрек.


Вступление ко второй картине основано на печальной мелодии песни Аксиньи «Долинушка ты, долинушка». Ярким контрастом к этой музыке звучит веселая, задорная песня Мишука «Во донецких во лесах». В монологе Григория «Я не придумаю, не пригадаю» музыка приобретает все более взволнованный, страстный характер. Лирическая песня Натальи «Кабы на цветы не морозы» близка народным протяжным напевам. В сцене столкновения Григория с родными саркастическим репликам Пантелея Мелехова противостоит твердая решимость, звучащая в речах Григория. Песня Григория и Аксиньи «Нам ли плакать, горевать» проникнута бодрым настроением.


В третьей картине (второй акт) преобладают массовые сцены. Хор «День пригожий, день веселый» передает оживление шумной толпы народа, ощущение стихийной силы и душевного здоровья. Печально звучит протяжная песня мужиков «На чужой земле взгоревались». Заключительный хор «Ой, беда, напасть какая» по характеру своему сродни народным причетам.


Четвертая картина открывается скорбным оркестровым вступлением. В оживленном рассказе Сашки «Бежал из крепости злодей» музыка изобилует остроумными, красочными деталями. Лукавой вкрадчивостью отмечен нарочито банальный романс Евгения Листницкого «Зачем печалиться напрасно?». Ариозо Аксиньи «Поскорей бы Григорий» исполнено чувства мучительной тревоги и душевного смятения.


Пятая картина (третий акт) динамична, полна движения и музыкальных контрастов. Печаль и тоска звучит в песне Мишки «Ой, да разродимая сторонка». Поэтичен задумчиво-величавый хор «Ой, и горд наш Тихий Дон». Песня Мишука и Григория «Не австриец наш враг», выдержанная в энергичном маршевом движении, проникнутая призывным волевым пафосом, напоминает боевые песни революции и гражданской войны.


Вступление к шестой картине (четвертый акт) распадается на две части. В первой развивается мелодия Аксиньи, во второй драматически-напряженная музыка рисует картину народного восстания. На фоне ритмов бешеной скачки звучат мужественные революционные мелодии. Зловещ монолог старого Листницкого «Грозные тучи нависли над Доном». Краткое ариозо Григория «К чужой жене, без крова, без угла» проникнуто страданием и душевной болью. Оперу завершает боевая походная песня «От края и до края», от которой веет несокрушимой верой в победу народа.