Сергей Васильевич Рахманинов


 


Дата рождения: 1 апреля 1873
Место рождения: Семёново (близ В. Новгород)
Страна: Россия
Дата смерти: 28 марта 1943


Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей русской музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX вв.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 г. в дворянской семье. Некоторое время местом рождения считалось имение его родителей Онег (недалеко от Новгорода), исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. Его родители были музыканты - любители. Рахманинов обучался игре на фортепиано с четырех лет, первые уроки дала мать. В девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории, с 1888 г. продолжал образование в Московской консерватории.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. В это время появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова.
 
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Блестящий расцвет его творческой деятельности был прерван неудачной премьерой Первой симфонии, которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и из-за новаторской сущности музыки, намного опередившей своё время. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни.

В 1901 г. Рахманинов закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало вступление в зрелый период творчества. Вскоре он занял место дирижёра в московском Большом театре. В 1906 г. отправился в путешествие по Италии, затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 г. Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

Вскоре после революции 1917 г. Рахманинов воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и вместе с женой и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 г. Рахманинов отправился в Копенгаген, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах.

1 ноября 1918 г. Рахманинов с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. До 1926 г. не писал значительных произведений, творческий кризис продолжался около 10 лет. В 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, но все они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
 
Местом постоянного жительства Рахманинов избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе, был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 г. закончил своё последнее величайшее произведение — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в Фонд обороны СССР.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, которую прекратил лишь незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим направлением искусства этого периода был символизм, черты которого проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae.

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только внес вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910 г., Всенощное бдение, 1916 г.), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи.

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, выходит далеко за пределы постромантической традиции и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX века, его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.

Значение композиторского наследия Рахманинова огромно. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века, обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Он (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической музыки и джаза.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются глубокая содержательность исполнения, внимание к интонационному богатству музыки, «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.