Дата рождения: 6 (18) марта 1844
Место рождения: Тихвин
Страна: Россия
Дата смерти: 8 (21) июня 1908
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - русский композитор, дирижер и педагог, был членом группы композиторов "Могучая кучка". Особенно значительно было его влияние в установлении бескомпромиссного профессионализма русской музыкальной школы на рубеже веков.
Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине, недалеко от Новгорода, 6(18) марта 1844 года, в дворянской семье и, хотя мальчик рано проявил музыкальные способности, он, по семейной традиции, в возрасте 12 лет (в 1856 году) был направлен в военно-морское училище в Санкт-Петербурге, где провел следующие четыре года. В Санкт-Петербрге Римский-Корсаков стал ходить в оперу, начал делать на фортепиано свои собственные аранжировки выдержек из любимых опер. Он стал брать уроки игры на фортепиано у известного пианиста Федора Канилле, который поощрял его первые опыты в сочинении музыки.
Осенью 1861 года Канилле представил молодого курсанта кругу талантливых дилетантов, которые получали от Милия Балакирева профессиональные рекомендации и советы. Этот "балакиревский круг" искал русскую основу выражения в музыке на модели М.И.Глинки. Его видные представители - Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Цезарь Кюи - стали тем, что критик Владимир Стасов гораздо позже назвал "Могучая кучка" или "Пять".
По окончании военно-морского училища Римский-Корсаков получает назначение на клипер "Алмаз" и с 1862 по 1865 год находится в кругосветном путешествии, во время которого продолжает сочинять музыку, он работает над Первой симфонией. После возращения на родину, в октябре 1865 года эта симфония была впервые исполнена на концерте Бесплатной музыкальной школы, основанной Балакиревым. Римский-Корсаков все дальше отходит от профессии военного моряка и все больше посвящает времени музыке: в 1867 год он написал симфоническую поэму "Садко" (гораздо позже он возвратится к этой теме для оперы), в 1868 году - Вторую симфонию ("Антар").
В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории, а в 1873 году он оставил военно-морскую службу в качестве офицера и был назначен на вновь созданную должность инспектора военно-морских сил, которую занимал до 1884 года. С 1874 по 1881 год он руководит Бесплатной музыкальной школой. Занимаясь педагогической деятельностью, Римский-Корсаков пришел к убеждению о необходимости профессиональной подготовки, профессионального мастерства и профессионального отношения к музыке. Он предпринял тщательное изучение гармонии, контрапункта и, особенно, оркестровки и призвал пройти аналогичный курс своих коллег по балакиревскому кружку. Он опубликовал учебное пособие по гармонии в 1884 году, по оркестровке - в 1896 году. Приобретенные знания и умения он воплотил в Третьей симфонии (1874), в струнном квартете (1875) и в восхитительных симфонических произведениях - "Испанское каприччио" (1887),"Шехерезада"(1888), "Дубинушка" (1905). Но большая часть его творческих и душевных сил ушло на создание опер, наиболее важными из которых являются "Снегурочка" (1882), "Садко" (1898), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотой петушок" (1909). Источниками для этих и других работ были сказки, в том числе восточные, и русские былины.
Во время политических беспорядков 1905 года Римский-Корсаков протестовал против полицейских репрессий студентов. Консерватория была закрыта, а он был уволен. Некоторые из преподавателей, в том числе Александр Глазунов, подали в отставку в знак протеста. В результате консерватория возобновила свою работу на более автономной основе, с А.Глазуновым в качестве директора и Н.Римским-Корсаковым в качестве главы отделения оркестровки.
Опера "Золотой петушок" создавался после событий 1905 года. Первые музыкальные эскизы к опере появились в конце 1906 года, а в следующем году уже была закончена вся партитура. В "Золотом петушке" заключено какое-то особое прозрение композитора, это самая едкая, горькая, парадоксальная и актуальная опера Римского-Корсакова, самая несказочная из всех его сказок. Можно только удивляться, насколько композитор в этой опере ушел в совсем иные сферы в отношении музыкального языка, системы использования и модификации лейтмотивов, гармонии, даже шагов к атональности, сложная и достаточно виртуозная партитура.
Римский-Корсаков был самым плодовитым из "Пяти", с длинным списком оркестровых произведений, 15 операми, а также значительным количеством камерной и вокальной музыки. Неменьший вклад он внес в завершение и сохранение творческого наследия других композиторов: он закончил, переписал и оркестровал много произведений других русских композиторов, в том числе А.Даргомыжского, М.Мусоргского, А.Бородина.
Начиная примерно с 1890 года, Римский-Корсаков страдал от стенокардии. С годами болезнь усугубилась, после декабря 1907 года он не мог работать. 8 (21) июня 1908 года он умер в своем имении Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния), и был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, рядом с Бородиным, Глинкой, Мусоргским и Стасовым.