Дата рождения: 3 июля 1854
Место рождения: Гуквальды
Страна: Чехия
Дата смерти: 12 августа 1928
Леош Яначек (3 июля 1854 г. - 12 августа 1928 г.) - чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Был приверженцем народной чешской и всей славянской музыки и на её основе создал свой оригинальный современный музыкальный стиль. До 1895 г. главным образом уделял внимание исследованию фольклора. В первых ранних его произведениях чувствуется влияние современников, таких как Антонин Дворжак. Его поздние, зрелые работы включают результаты предыдущих исследований национальной народной музыки в синтезе с современным стилем. Очень показательным примером стала опера "Её падчерица" ("Енуфа"), премьера которой состоялась в 1904 г. в г.Брно. Успех "Енуфы" (её часто называют "Моравской национальной оперой") в Праге в 1916 г. открыл Яначку доступ к большим сценам мировой оперы. Поздние работы Яначека являются самыми знаменитыми его работами. Они включают в себя симфоническую поэму "Симфониетта", вокальную "Глаголическую мессу", рапсодию "Тарас Бульба", струнные квартеты и другие камерные произведения и несколько опер. Наряду с Антонином Дворжаком и Бедржихом Сметана, он является одним из самых известных чешских композиторов.
Леош Яначек родился 3 июля 1854 г. в селе Гуквальды, Моравия (в то время часть Австро-Венгерской империи) в небогатой семье школьного учителя. Его дед и отец были потомственными музыкантами и учителями. Леош был пятым из девяти детей. Он был талантливым музыкальным ребенком в семье с ограниченными средствами, его отец хотел, чтобы он последовал семейной традиции и стал учителем, но очевидные музыкальные способности Яначека привели к тому, что он в возрасте 11 лет был отправлен в аббатскую хоровую школу в Брно. Учителем Яначека был Павел Кржижковский, о котором впоследствии Яначек отзывался как о великом композиторе. Кржижковский считал Яначека своенравным и проблематичным студентом, но немного спустя всё же рекомендовал его в органную школу в Праге.
В 1873 г. в Брно Леош Яначек стал хормейстером хора мужского монастыря и хормейстером хора ремесленников "Святопулк", в это же время он написал свои первые произведения. В 1874 г. он поступил в Пражскую органную школу, за неимением средств и благодаря своему таланту он закончил её за один год вместо положенных двух. Во время обучения был инцидент с его учителем Франтишеком Скухерским, когда Яначек раскритиковал своего учителя и был отчислен из школы, но потом восстановлен и окончил её с отличием. После обучения он возвращается в Брно, становится преподавателем музыки и продолжает руководить несколькими хорами, объединенными в хоровое общество. Яначек основал органную школу в Брно и стал её руководителем.
С октября 1879 г. по февраль 1880 г. он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории. Не найдя взаимопонимания со своими учителями, он в 1880 г. перешел в Венскую консерваторию, которую тоже в скором времени покинул. В целом Яначеку не повезло с учителями, не было профессионального наставника, который мог бы дать ему хорошую подготовку, так что всё, чего он добился, он добился самостоятельно. Он вернулся в Брно, где 13 июля 1881 г. женился на своей молодой ученице Зденка Шульцовой, но их брак был несчастлив, сопровождался смертью детей, и они много времени провели раздельно.
Яначек был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 г., когда школа стала консерваторией. С середины 1880-х гг. Яначек начал сочинять на систематической основе, он создал несколько вокальных, камерных, симфонических произведений и свою первую оперу "Шарка"(1887 - 1888 гг.). В этот же период он начал собирать и изучать народную музыку, песни, танцы. В начале 1887 г. он резко раскритиковал оперу композитора Карела Коваровича и неприязинь стала взаимной, из-за чего впоследствии, когда Коварович стал директором Национального театра в Праге, он отказал Яначеку в постановке оперы "Енуфа" ("Её падчерица"). В 1890 г. в семье Яначека случилась трагедия - умер их второй сын, Владимир.
С начала 1890-х гг. Яначек начал обрабатывать и использовать собранные фольклорные материалы в своих оркестровых и фортепианных произведениях, большинство которых было опубликовано в 1899-1901 гг., хотя его интерес к фольклору останется на протяжении всей жизни.
В первом десятилетии 20-го века Яначек написал несколько произведений духовной музыки, в том числе "Отче наш" (1901 г.) и "Ave Maria" (1904 г.), навеянных воспоминаниями о монастырской юности. В 1901 г. была опубликована первая часть его фортепианного цикла "По заросшей тропе", который постепенно стал одним из самых часто исполняемых произведений. В 1902 г. Яначек дважды посетил Россию, Санкт-Петербург. Первый раз он взял с собой дочь Ольгу, она осталась жить и учиться в Санкт-Петербурге. Три месяца спустя он с женой вернулся Петербург за дочерью, которая очень сильно заболела. Они забрали её обратно в Брно, но её здоровье ухудшилось. Свои чувства к дочери и её страдания Яначек выразил в новой работе - опере "Енуфа", когда Ольга скончалась на следующий год, он посвятил ей эту оперу и элегию "На смерть дочери Ольги".
Премьера оперы в Брно в 1904 г. была успешной, но Яначек чувствовал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной пражской опере, но до первой постановки в Праге прошло 12 лет. Удрученный и эмоционально исчерпанный Яначек отправился в курортный город Лугачовице для восстановления. Там он встретил Камилу Урвалкову, её история любви стала темой его следующей оперы "Судьба"(1904 г.).
В 1900-х гг. Яначек начал активно учавствовать в антинемецкой и антиавстрийской борьбе за независимость Чехии. Он был одним из основателей и активных членов революционного "Русского круга", который позже был запрещен властями. В 1906 г. он сблизился с поэтом Петром Безруч и на его стихи написал несколько хоровых произведений. К их числу относятся драмы "Кантор Халфар" (1906 г.), "Маричка Магдонова" (1908 г.) и "Семьдесят тысяч" (1909 г.).
Его жизнь в это время была осложнена многими личными и профессиональными трудностями, он уничтожил некоторые свои работы и часть оставил незавершенными, по-прежнему мечтал о художественном признании в Праге. Тем не менее, он продолжал сочинять, а также создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее заметные из которых - кантата "Вечное Евангелие (1914 г.), "Сказка для виолончели и фортепиано" (1910 г.), фортепианный цикл "В тумане" (1912 г.) и его первая симфоническая поэма "Sumarovo dite" (1912 г.). Его пятая опера "Путешествия пана Броучека" (1908-1917 гг.) характеризуется как "исключительно чешская опера по сюжету и героям".
В 1916 г. опера "Её падчерица" была поставлена в Национальном театре в Праге. Представление имело большой успех и принесло Яначеку признание. Ему было 62 года. После премьеры у него завязались личные отношения с певицей этого театра, что привело к попытке самоубийства его жены и неофициальному разводу. Год спустя в 1917 г. он встретился с Камилой Стоссловой (Kamila St?sslov?) , молодой замужней женщиной на 38 лет моложе его, которая стала его музой и вдохновением на оставшиеся годы жизни. Отношения были односторонние, он проявлял навязчивость и писал ей очень много страстных писем (около 730), она всегда оставалась эмоционально прохладной. Несмотря на двойственность их чувств, она вдохновила Яначека на создание главных героев в трех его лучших операх: Катя в "Кате Кабановой" , лисица в "Приключения лисички-плутовки" и Эмилии Марти в "Средство Макропулоса".
Другие работы того периода включают вокальные циклы "Дневник исчезнувшего", крупномасштабную оркестровую "Глаголическую мессу", а также монументальное оркестровое произведение "Симфониетта" и "Струнный квартет № 2" ( с подзаголовком - интимные письма).
В 1920 г. Яначек ушел в отставку с поста директора консерватории в Брно, но продолжал преподавать до 1925 г., после окончания педагогической деятельности он продолжал сочинять музыку. 20-е годы самые плодотворные годы в творчестве Яначека, он выпускает свои лучшие произведения, становится мировой знаменитостью и ставится на всех мировых сценах: Вена, Берлин Дрезден, Лондон, Нью-Йорк. В августе 1928 г. на экскурсии в городе Штрамберк он простудился и болезнь перешла в воспаление лёгких. Леош Яначек умер 12 августа 1928 г. в г. Острава и похоронен на центральном кладбище города Брно.
Леош Яначека вырос в середине романтической эпохи, но лучшие его произведения была написаны в 1920-х гг., когда музыкальные стили уже изменились. Тем не менее он никогда не писал в стиле модернизм, как Стравинский или Шоенберг, его музыка оставалась музыкой Романтизма, в сочетании с моравскими народными традициями и иногда с идеями французских импрессионистов, таких как Дебюсси. Вокальная его музыка для хора часто находит продолжение в операх, которые он начинал писать в стиле Б.Сметана, но внёс много изменений, сокращал дуэты и ансамбли, использовал народные песни в своих мелодиях. Леош Яначек важен не только как композитор, но и как исследователь народной музыки, теоретик, педагог.