Дата рождения: 13 сентября 1819
Место рождения: Лейпциг
Страна: Германия
Дата смерти: 20 мая 1896
Клара Жозефина Вик Шуман (нем. Clara Josephine Wieck Schumann) - немецкий композитор, музыкант, педагог. Одна из самых выдающихся пианистов романтической эпохи, её творческая карьера продолжалась 61 год. Изменила формат и репертуар сольных фортепианных концертов, сформировав новые вкусы аудитории. Жена известного немецкого композитора Роберта Шумана. Она и ее муж поддерживали композитора Йоханнеса Брамса, и она была первой, выступившей публично с его произведениями.
Клара Шуман родилась в Лейпциге 13 сентября 1819 г. Её родители Фредерик и Марианна Вик развелись, когда ей было 6 лет. Клара осталась с отцом, известным музыкальным педагогом. Это событие травмировало девочку, однако мать и дочь постоянно переписывались друг с другом, и, несомненно, на развитие и воспитание Клары повлияли оба родителя.
В марте 1828 г., в возрасте восьми лет, молодая Клара Вик выступала в доме д-ра Эрста Каруса, лейпцигского психиатра, директора психиатрической больницы, на этом выступлении она познакомилась с другим одарённым молодым пианистом по имени Роберт Шуман, также приглашенным на этот музыкальный вечер, который был на 9 лет старше её. Шуман был восхищен игрой Клары настолько, что позже попросил разрешения у матери прекратить своё обучение юриспруденции, которая никогда его не интересовала, и брать уроки музыки у отца Клары, Фридриха Вика. Занимаясь обучением, он снял две комнаты в доме Вика, и прожил около года.
В 1830 г., в возрасте одиннадцати лет, Клара в сопровождении отца уехала на гастроли по городам Европы, с конечной остановкой в Париже. Свой первый сольный концерт она дала в Лейпциге. В Веймаре она исполнила бравурную пьесу Анри Герца в честь Иоганна Гёте, который подарил ей медаль со своим портретом и дарственной надписью - "Для талантливого музыканта Клары Вик." Во время этого турне Никколо Паганини был в Париже, и он предложил ей выступать вместе, однако её парижские концерты были малопосещаемые, т.к. большинство людей покинуло город из-за вспышки холеры.
В возрасте 18 лет Клара Вик провела серию концертов в Вене в период с декабря 1837 г. по апрель 1838 г. Ведущий австрийский поэт того времени Франц Грильпарцер написал стихотворение под названием "Клара Вик и Бетховен". Её концерты в Вене проходили с большими аншлагами, публика полюбила её, критики наперебой писали хвалебные рецензии на её выступления, коллеги-музыканты так же отмечали её талант. 15 марта 1838 г. она была удостоена титула "Императорский и королевский камерный музыкант", самой высокой музыкальной чести Австрии.
В ранние годы её репертуар составлял отец, предпочитая популярный и легкий, в стиле времени, в основном это были работы Калькбреннера, Гензельта, Тальберга, Герца, Пиксиса, Черни и её собственные композиции. По мере взросления и зарабатывания авторитета, она все больше начинала самостоятельно планировать свою программу, включать в выступления произведения новых композиторов-романтиков, таких как Шопен, Мендельсон и, конечно же, Роберт Шуман, а также более "трудных" великих композиторов прошлого, таких как Бах, Моцарт, Скарлатти, Бетховен и Шуберт. Кроме того, она часто выступала в концертах камерной музыки работ одного композитора, исполняя произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Брамса.
Роберт Шуман была увлечён Кларой, когда её было 15 лет. К тому времени, когда ей стало семнадцать, Шуман был в нее влюблен.
В 1837 г. Шуман просил руки Клары у её отца, но получил отказ. В последующие годы её отец Фридрих сделал все от него зависящее, чтобы помешать Кларе выйти замуж за Шумана, заставив влюблённых даже обратиться в суд, признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия.
В этот период Шуман, вдохновленный любовью к Кларе, написал многие из своих самых известных произведений, в том числе песенный цикл «Любовь поэта» (Dichterliebe)(1840) на стихи Генрих Гейне. В конечном итоге они поженились 12 сентября 1840 г. После замужества она продолжала выступать и сочинять, даже когда воспитывала семерых детей (восьмой ребенок умер в младенчестве).
В совместных выступлениях с мужем, она расширила свою репутацию и Роберта за пределами Германии, в том числе благодаря её усилиям по содействию в продвижения его творчества, мы знаем именно того Шумана, каким он есть.
В 1853 г. Клара и Роберт Шуманы встретили в Лейпциге 20-летнего Иоганнеса Брамса, который питал к дарованию Шумана особенное благоговение, он сразу же произвел на них большое впечатление своим талантом. Брамс стал другом Кларе на всю жизнь, поддерживая её во время болезни Роберта, советуясь с нею о новых композициях, даже ухаживал за их маленькими детьми, когда она отправлялась на гастроли. У Иоганнеса и Клары, несмотря на разницу в возрасте в 13 лет, была глубокая пожизненная любовь друг к другу, однако после смерти ее мужа, он так и не решился предложить Кларе выйти за него замуж, хотя всегда оставался надёжной опорой, их любовь была платонической.
Профессиональная деятельность Клары Шуман сводила ее с ведущими музыкантами времени, включая Мендельсона, Шопена и Листа, одним из частых её партнёров по работе стал скрипач Йозеф Иоахим.
Клара Шуман управляла домашним хозяйством и финансовыми вопросами из-за психической неустойчивости Роберта. На ней частично лежала ответственность по содержанию семьи и зарабатыванию денег. Но не только финансовая необходимость были причиной её концертных выступлений на протяжении всей жизни, она была музыкантом по воспитанию, по образованию, в душе.
Роберт восхищался её талантом, но хотел, чтобы она была традиционной женой - хранительницей счастливого семейного очага и матерью детей, а жизнь женщины-исполнителя была в прямом конфликте с его взглядами и представлениями общества о семье. Кроме того, Роберт Шуман не разделял любви жены к музыкальным турне.
После смерти Роберта (29 июля 1856 г.) Клара посвятила себя преимущественно интерпретации его работ. Но когда она первый раз посетила Англию в 1856 г., в значительной степени благодаря помощи Уильяма Беннетта (английский композитор и друг ее покойного мужа), критики приняли музыку Роберта с неодобрением. В следующий раз она вернулась в Лондон в 1865 г. и потом практически ежегодно посещала его до 1888 г.
Она сыграла особую роль в восстановлении концерта Ре-минор Брамса, он не был принят слушателями после премьеры и был реабилитирован только в 1870-х гг., главным образом благодаря усилиям Клара Шуман и самого Брамса.
Особые отношения у неё сложились с Ференцем Листом и Рихардом Вагнером. Вначале она интересовалась работами Листа и часто их исполняла, но потом стала относиться к нему с откровенной враждебностью, прекратила исполнять все его произведения и даже при издании полного сборника работ Шумана она запретила печать посвящение, которое сделал её муж Листу в своей фантазии До-минор.
С Вагнером она была уничижающе резка в своей критике, про оперу "Тангейзер" она сказала, что он "истощает себя в злодеяниях", оперу "Лоэнгрин" назвала "ужасной", опера "Тристан и Изольда" - "самая отвратительная вещь, которую я когда-либо видела или слышала за всю свою жизнь". Она отказалась принять участие в фестивале, посвященном столетию Бетховена в Вене в 1870 г., когда узнала, что Лист и Вагнер будут участвовать в нём.
В 1878 г. она была назначена преподавателем фортепиано в консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, эту должность она занимала до 1892 г. и внесла большой вклад в совершенствование современной техники игры на фортепиано.
Клара Шуман сыграла свой последний публичный концерт 12 марта 1891 г. во Франкфурте, на котором исполнила "Вариации на тему Гайдна" Брамса.
Пять лет спустя, 26 марта 1896 г., у неё случился инсульт и она умерла 20 мая 1896 г., в возрасте 77 лет.
Она похоронена в Бонне вместе со своим мужем, Робертом Шуманом.
В течении долгого времени Клару Шуман не признавали как композитора, отдавая должное ей как талантливому пианисту, оказавшему влияние на развитие концертных форм фортепианного сольного выступления. Она была одной из первых пианистов, которая исполняла произведения по памяти, что сейчас является общепринятым. Наученная своим отцом играть на слух и запоминать, она уже в тринадцать лет выступала без нот и партитур, и этот факт отмечали как нечто исключительное.
Она сыграла существенную роль в изменении репертуара программ концертирующих пианистов. В своей ранней карьере, до замужества с Робертом, она играла общепринятый репертуар, главным образом произведения, созданные специально для демонстрации техники артиста, обычно в форме аранжировок или вариаций на популярные темы из опер, написанных такими композиторами, как Тальберг, Герц или Гензельт. И, как было принято, исполняла собственные композиции, например «Вариации на тему Беллини» (оп. 8) и ее популярный Скерцо № 1 ре-минор (оп. 10) . Однако, после выхода замуж, возможно, под влиянием Роберта, её выступления сосредоточены на более серьезной музыке Баха, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Шопена и Шумана. Её примеру последовали многие ведущие пианисты того времени.
Влияние Клары Шуман на искусство исполнения музыки дошло до наших дней, основным ее принципом было то, что исполнитель должен стараться как можно полнее передать замысел композитора. Многие из её учеников, разъехавшись по всему миру, стали сами известными пианистами и преподавателями музыки, передавая знания своим ученикам.
И, конечно же, Клара сыграла важную роль в продвижении работ Роберта Шумана, постоянно включая его произведения в свой репертуар, в то время когда его музыка была неизвестной или не принималась слушателями, и другие ведущие музыканты, за исключением Листа, иногда исполнявшего Шумана, отказывались от его работ. Она это делала неустанно до конца своей долгой карьеры.
Клара Шуман была женщиной с сильным характером. Она была основным кормильцем для своей семьи, зарабатывая концертами и преподаванием, организация концертных турне тоже ложилась на её плечи. Она отказалась принять благотворительную помощь, когда группа музыкантов предложила выступить на благотворительном концерте для неё. Помимо содержания своей большой семьи ей пришлось взять ответственность за внуков, когда умирали её дети.
Её семейная жизнь была отмечена трагедией. Четверо из её восьми детей и её муж умерли раньше неё. Муж и один из её сыновей закончили свою жизнь в психиатрической больнице. Её первенец Эмиль умер в 1847 г., в возрасте одного года. У её мужа был психический срыв и попытка самоубийства в 1854 г., и он был помещен в психиатрическую больницу и последние 2 года своей жизни провёл там. Она сама стала глухой в старости и часто нуждалась в инвалидном кресле.
В рамках широкого музыкального образование данного ей отцом Клара Вик научилась писать музыку, с детства и до среднего возраста она создала хорошее собрание произведений. В четырнадцать лет она написала свой первый фортепианный концерт, с небольшой помощью Роберта Шумана, и исполнила его в шестнадцать лет в Лейпциге.
Однако с возрастом она потеряла веру в себя как композитора и писала: "Я когда-то считала, что у меня есть творческий талант, но я отказалась от этой идеи, женщина не должна желать сочинять - никогда еще никто не был в состоянии сделать это. Должна ли я полагать, что я единственная?" Действительно, после 36 лет Клара Шуман не сочинила почти ничего.
Сегодня её композиции все чаще исполняются и записываются. Ее работы включают песни, пьесы для фортепиано, фортепианный концерт, фортепианное трио, хоровые произведения и три романса для скрипки и фортепиано. Всего около ста произведений, некоторые из которых были найдены и опубликованы после её смерти.