ЕЕ ПАДЧЕРИЦА

Опера в трех актах


Либретто Л. Яначека по пьесе Г. Прейссовой


 Действующие лица:


Бабушка Бурыйя, хозяйка мельницы
контральто
Лаца Клемень
сводные братья, ее внуки
тенор
Штева Бурыйя
тенор
Дьячиха, (церковная сторожиха), вдова,
невестка Бурыйи
сопрано
Енуфа, ее падчерица
сопрано
Старик-работник на мельнице
бас
Староста
бас
Старостиха
меццо-сопрано
Каролка, их дочь
меццо-сопрано
Служанка
меццо-сопрано
Варена, служанка
сопрано
Янек, пастушок
сопрано
Кума
меццо-сопрано
Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.
Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1891 году в брненском театре состоялась премьера пьесы «Ее падчерица» молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой (1862—1946). Это жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии. Спектакль произвел на Яначека сильное впечатление. Возник замысел оперы. Композитор решил сам написать либретто. Очень бережно отнесясь к тексту, он сократил лишь подробности, замедляющие развитие действия. Изложение стало более лаконичным, на первый план выдвинулся образ Дьячихи, мачехи главной героини драмы Енуфы. В 1895 году либретто было завершено, и Яначек принялся за сочинение музыки. Опера создавалась сразу в партитуре, но работа над ней затянулась до 1903 года.


Премьера состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно и сопровождалась огромным успехом. В Праге «Ее падчерица» была поставлена в 1916 году в новой редакции, а в феврале 1918 года состоялась премьера оперы в Вене.


СЮЖЕТ
Во дворе мельницы, стоящей на краю горной деревушки, заняты хозяйственными заботами бабушка Бурыйя и Лаца. Здесь же Енуфа, пришедшая помочь родственникам. Печальны ее мысли: если Штеву заберут в солдаты, не бывать свадьбе. А у нее должен родиться ребенок. Нерадостны и размышления Лацы: — безответна его любовь к Енуфе, да и дома плохо живется — Бурыйя все делает для Штевы, а к Лаце относится, как к простому батраку. Внезапно работник приносит новость: Штеву освободили от рекрутчины. Бурыйя и Енуфа счастливы. Лаца озлоблен: пропала его последняя надежда завоевать сердце Енуфы. Шумной толпой вваливаются новобранцы, с ними пьяный Штева. Разгневанная его поведением Дьячиха грозит, что не выдаст за него свою падчерицу Енуфу, если парень не даст слово, что год не прикоснется к хмельному. Енуфа умоляет жениха образумиться. Лаца горячо говорит девушке, что бездельник и шалопай Штева — не пара ей, признается в любви. Но Енуфа отталкивает парня. Охваченный ревностью, он ударяет ее ножом в лицо.


Изба Дьячихи. Здесь уже полгода заперта Енуфа. После того страшного дня она призналась в грехе мачехе, и Дьячиха решила во что бы то ни стало скрыть правду от односельчан. Неделю назад у Енуфы родился сын. Дьячиха дала Енуфе сонного зелья, а сама уговаривает Штеву жениться. Но у того уже назначена свадьба с дочерью деревенского старосты Каролкой. Воспользовавшись удобным случаем, он сбегает. Появляется Лаца. Он молит Дьячиху выдать за него Енуфу. Сгоряча старуха рассказывает ему обо всем. Лаца ошеломлен. Чтобы как-то сгладить впечатление, Дьячиха говорит, что ребенок умер, и страшная мысль овладевает ею. Выпроводив парня, она хватает ребенка и бежит к пруду. Возвратившись, она говорит очнувшейся Енуфе, что за два дня, которые та была в беспамятстве, ребенок умер. Вновь приходит Лаца. Нежностью и любовью он согревает измученную Енуфу, и она соглашается на брак.


Празднично украшена изба Дьячихи. Сегодня свадьба. Все радостны, лишь Дьячиха мрачна, ее мучает раскаяние. В момент обручения на улице раздается тревожный крик. На речке парни нашли труп младенца. Енуфа узнает чепчик своего маленького Штевушки, Дьячиха признается в совершенном преступлении. Узнав о низости Штевы, Каролка отказывается от жениха. Дьячиху уводят. С Енуфой остается Лаца. Он всегда будет любить ее.


МУЗЫКА
Музыка «Ее падчерицы» отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт — центр психологической драмы.


Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе «Уж вечер близок» с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы «Вы, бабушка…» проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор «Как средь гор каменных», подобно рекрутской песне — народного склада, на этот раз плясового. Финал — драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) — завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором — лирическом — господствует светлая напевная мелодика в третьем — драматически насыщенном — отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию.


Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи «Каждое мгновение» развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В монологе Енуфы «Мамочка» сопоставлены различные эмоциональные состояния — душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта — полный тревоги монолог Дьячихи «Мне глядела смерть…»


Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор «Ой, мама, мама». Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы — широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.