Опера в трех актах
Либретто Г. Чивинини и К. Цангарини
Действующие лица:
Минни, хозяйка бара на прииске
сопрано
Джек Рэнч, шериф
баритон
Дик Джонсон (Рамерец)
тенор
Ник, кельнер «Польки»
тенор
Эшби, агент транспортной компании
бас
Сонора
} золотоискатели
баритон
Трин
тенор
Сид
баритон
Белло
баритон
Гарри
тенор
Джой
тенор
Хеппи
баритон
Ларкенс
бас
Билли Джекребит, индеец
бас
Уокли, его жена
меццо-сопрано
Джек Уэлеч
баритон
Джозе Кастро, метис, из банды Рамереца
бас
Почтальон
тенор
Золотоискатели
Действие происходит в Калифорнии в 1849—1850 гг.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1905 году в Нью-Йорке Пуччини присутствовал на премьере драмы Давида Беласко «Девушка с золотого Запада». Спектакль произвел на него огромное впечатление. Как раз в это время композитор искал сюжет для новой оперы; «Девушка с золотого Запада» привлекла его внимание суровым романтическим колоритом полуцивилизованной Калифорнии в период охватившей ее «золотой лихорадки». Пуччини задумал создать оперу, в музыке которой воплотились бы образы, близкие героям Брет Гарта и типичные для целого этапа американской жизни. Либретто по драме Беласко взялись делать поэты К. Цангарини (род. в 1874 г.) и Г. Чивинини (1873—1954). В 1910 году создание оперы было завершено. Премьера «Девушки с Запада» состоялась 10 декабря 1910 года в Нью-Йорке под управлением Тосканини. Партию Джонсона исполнял Карузо. Спектакль прошел с триумфальным успехом. На сценах советских театров опера идет под названием «Девушка из Калифорнии».
СЮЖЕТ
В баре «Полька» собираются золотоискатели. Одни пришли сюда закусить, другие играть в карты. Золотоискатели замечают, что один из игроков, Сид, плутует. Его с побоями выгоняют. Входит Эшби и рассказывает об отчаянной шайке бандитов. Потом разговор переходит на другую тему: многие из присутствующих увлечены хозяйкой бара, красоткой Минни. Разгорается спор, который грозит перейти в драку. Ее предотвращает сама внезапно появившаяся Минни, отбирающая у спорщиков револьверы. Мир восстановлен. Все наперебой принимаются ухаживать за хозяйкой. Но для нее присутствующие — лишь добрые друзья. Минни достает библию, и завсегдатаи ее бара рассказывают, о чем она читала в прошлый раз. Урок прерывает приход почтальона. Пока все заняты письмами, шериф Рэнч объясняется в любви хозяйке бара. Появляется Джонсон, атаман шайки, известный под именем Рамерец. Увидев Минни, он от неожиданности теряется: оказывается, они встречались раньше. Взволнована и Минни: незнакомец еще в прошлую встречу запал ей в сердце. Но она никак не рассчитывала увидеть его здесь, в своем баре. Недоверчивый, подозрительный Рэнч пытается настроить золотоискателей против пришельца, но Минни, не зная; что он бандит, ручается за него; все дружески приветствуют его, а затем переходят в танцевальный зал. Остается лишь Рэнч, но ненадолго. С криком — «Повесить» — Эшби вталкивает в бар Кастро. Тот видит Джонсона и, чтобы отвести от своего атамана опасность, объявляет, что хочет выдать главаря шайки. Все уходят вместе с Кастро, остаются лишь Минни и Джонсон.
В избушке Минни жена индейца Билли Джекребита Уокли качает ребенка. Минни наряжается в ожидании гостя. Приходит Джонсон, и Минни отсылает индианку. Доверчиво беседует она с молодым человеком. Тем временем поднимается сильная метель. Сквозь шум и вой ветра откуда-то доносятся крики. Они все приближаются. Спрятав Джонсона, девушка открывает дверь золотоискателям и Рэнчу. Те сообщают, что Джонсон — атаман бандитов, и его следы ведут сюда. Минни успокаивает их и выпроваживает из избушки Джонсон пытается объяснить ей, что тяготится своей жизнью и мечтает об иной — скромной, трудовой, рядом с Минни. Но она, не слушая, гневно отталкивает Джонсона: он обманул ее доверие, он просто смеялся над ней! Джонсон покорно уходит, но не успевает сделать и нескольких шагов, как падает раненый. И Минни забывает о своем гневе. Во что бы то ни стало должна она спасти любимого. С трудом втащив раненого в комнату, она прячет его у себя на антресолях. Сразу же является шериф. Ему нетрудно обнаружить, что Минни прячет скрывающегося от них человека: Джонсона выдают капли крови, просочившиеся сквозь доски потолка. Минни предлагает Рэнчу сыграть в карты: если он выиграет, она ответит на его любовь, но если выиграет она, Джонсон останется на свободе. Понимая, что идет на страшный риск, Минни подменяет карты и выигрывает. Рэнч уходит с проклятиями.
На лесной поляне сидят шериф и Ник. Эшби приносит известие о Джонсоне: его вот-вот поймают. Со всех сторон собираются золотоискатели. Приводят связанного Джонсона. Ему в лицо бросают обвинения в убийствах, в грабеже, требуют его смерти. Джонсон отвергает обвинения: он никогда не был убийцей. Он просит выполнить его последнее желание: пусть Минни не узнает о его позорном конце, пусть думает, что он ушел, чтобы жить по-новому, и ждет его… Но Минни уже здесь. В отчаянии молит она пощадить любимого. Девушка напоминает золотоискателям, что делила с ними нужду, мирила их, когда они ссорились, ухаживала за ними, когда они были больны, учила тому, что знала сама, и не требовала благодарности. А теперь она просит оставить в живых человека, который сам искренне раскаивается в своем прошлом и уже вступил на новый путь. Золотоискатели признают ее правоту. Джонсона освобождают. Вместе с Минни он покидает Калифорнию, чтобы вдалеке от нее начать новую жизнь.
МУЗЫКА
«Девушка с Запада» отмечена стремительностью развития действия, яркой театральностью, свежестью музыкального языка и оркестровой палитры. Хотя порой она грешит мелодраматизмом и внешними эффектами, в целом в опере, безусловно, преобладают достоинства.
Вступление концентрирует в себе лирические настроения оперы. Первый акт — широко развернутая жанрово-бытовая сцена. Сольные реплики чередуются с ансамблевыми, речитативные фразы — с краткими восклицаниями. Вставной номер — грустно меланхолическая песня Уэлеча «Вспоминая обо мне, сон теряет мать родная» — выдержан в народном духе. Большого драматического накала достигают последующие массовые сцены. Перелом наступает в момент выхода Минни, когда в оркестре появляется распевная лирическая тема, рисующая ее пленительный облик. Сцена Минни и Рэнча вначале сдержанна, приглушенно сумрачна; затем партия Рэнча приобретает лирическую окраску («Минни, родной свой дом…»), а в речах Минни воцаряется спокойствие («Любовь куда дороже…»). В сцене Минни, Джонсона и Рэнча ведущую роль играет оркестр; он передает внутреннее волнение Минни и Джонсона,.речитативные фразы которых внешне безразличны. Звучит вальс-бостон эстрадного плана, на него накладываются злобные реплики Рэнча («Я — шериф всей округи… Надо мной не смеются…»), восклицания хора. Беззаботный танцевальный ритм вытесняется мрачным маршем, на фоне которого разворачивается сцена золотоискателей с бандитом Кастро. Сцена объяснения Минни и Джонсона, начинаясь в спокойных лирических тонах («Мистер Джонсон, вы здесь остались»), к заключению акта достигает огромного эмоционального напряжения.
Краткое оркестровое вступление ко второму акту наделено экзотически терпким колоритом, призванным охарактеризовать индейцев. Те же суровые архаические звучания сохраняются в сцене Билли и Уокли («Крем и бисквиты хозяйке»). Сцена Минни и Джонсона («Ах, как вы прекрасны») покоряет широким мелодическим дыханием, искренностью и эмоциональной полнотой. С приходом золотоискателей в музыке возникают тревожные краски. Скорбное ариозо Джонсона «Позволь мне только слово» сопровождается мелодико-ритмическими оборотами похоронного марша.
Беседа Рэнча и Ника («Я уверяю вас, шериф») звучит на фоне одиночных, словно застылых аккордов. Последующие ансамблевые сцены носят возбужденный характер. Ариозо Джонсона «Дайте ей поверить» полно отчаяния и скорби. В сцене Минни с золотоискателями глубоко драматические интонации сменяются жалобными, ласково-молящие — страстными. Заключительный дуэт Минни и Джонсона «Прощай, прекрасная родина, прощай, моя Калифорния» в сопровождении хора носит просветленный, умиротворенный характер.