Опера в трех актах (шести картинах)
Либретто Й. Венцига
Действующие лица:
Владислав, король Чехии
бас
Далибор
тенор
Будивой, начальник стражи
баритон
Судья
бас
Бенеш, тюремщик
бас
Витек, оруженосец Далибора
тенор
Милада, сестра убитого бургграфа
меццо-сопрано
Йитка, деревенская девушка,воспитанница Далибора
сопрано
Вассалы короля, советники суда, слуги Далибора, солдаты, народ.
Действие происходит в пражских Градчанах1 в XV веке.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Мысль написать оперу на сюжет древней чешской легенды о славном рыцаре Далиборе зародилась у Сметаны еще до создания «Проданной невесты». 13 мая 1863 года композитор сочинил основной мотив — тему рыцаря, проходящую через все произведение, но «Проданная невеста» надолго отодвинула другие замыслы. Вновь к мысли о «Далиборе» Сметана возвращается в 1865 году. Его либреттистом становится Йозеф Венциг (1807—1876), немец по национальности, видный деятель чешской культуры. Опера задумана как драма возвышенных страстей, во многом перекликающаяся с бетховенским «Фиделио». В основе ее — идея освободительной борьбы.
В Чехии XV века при короле Владиславе усилились междоусобицы, вспыхнули крестьянские восстания. Одним из вождей восставших был Далибор, убивший ненавистного бургграфа Плошковского. Король заточил рыцаря в тюремную башню, которая была затем названа по имени героя «Далиборкой», судил и казнил его в 1498 году.
В либретто оперы сплавлены реальные исторические события и образы народных легенд. Вплетен новый сюжетный мотив, прославляющий нравственную силу музыки. Далибор мстит за убийство своего друга, скрипача Зденка. Музыкантшей является и сестра бургграфа Милада — она играет на варито, старинном чешском народном инструменте типа гусель. Любовь к высокому искусству объединяет героев; один из них восклицает по ходу действия: «Какой же чех не любит музыки!..»
Работа над «Далибором» былл закончена в 1868 году. Премьера состоялась в день закладки Национального театра в Праге 16 мая того же года. Ей сопутствовал успех, однако после нескольких представлений из-за происков реакционных кругов опера сошла со сцены. Всеобщее признание «Далибор» завоевал после постановки 1886 года, когда его автора уже не было в живых.
СЮЖЕТ
В Градчанах народ ждет короля, который прибудет сюда, чтобы вершить суд над Далибором. Его воспитанница Йитка рассказывает присутствующим, как добр и великодушен рыцарь. Появляется король. Милада обвиняет Далибора в убийстве ее брата, бургграфа. Далибор не отрицает, что убил бургграфа. но он убил его, мстя за гибель своего друга — скрипача Зденка. Прямая, гордая речь рыцаря покоряет Миладу благородством и мужеством. Она молит короля о пощаде, но тщетно. Милада и Йитка клянутся освободить пленника.
Йитка приходит на свидание с Витеком. Она рассказывает жениху о приговоре, о том, что Милада хочет спасти Далибора. Витек и его друзья готовы помочь отважной девушке.
Начальник стражи Будивой велит тюремщику Бенешу тщательно сторожить Далибора, так как друзья могут попытаться освободить его. Подозрительно смотрит Будивой на проходящую мимо переодетую в мужскую одежду Миладу. Тюремщик успокаивает его: это бедный юноша, нанятый в помощники. Начальник стражи уходит. Бенеш просит появившуюся снова Миладу отнести Далибору скрипку, которая скрасит его одиночество.
Далибор в темнице. Во сне он видит погибшего друга, проснувшись — предается скорби. Вошедшая Милада передает ему скрипку и говорит, что пришла загладить свою вину. Все готово к восстанию. Народ ждет лишь знака, чтобы пойти на штурм тюрьмы. Этим знаком должны стать звуки скрипки. Далибору происходящее кажется чудом: он может надеяться на свободу, ему открывается счастье взаимной любви.
Королевский дворец. Будивой и Бенеш принесли дурные вести: готовится восстание, а из тюрьмы исчез помощник тюремщика. По-видимому, это друг Далибора, замыслившего побег. Король повелевает немедленно казнить рыцаря.
На площади Милада, Йитка и Витек ждут условного сигнала, но вместо скрипки звучит погребальный колокол. Заговор раскрыт, и Далибора ждет казнь. Милада призывает народ к оружию. Восставшие врываются в тюрьму, освобождают узника, но в неравном бою он и Милада гибнут.
МУЗЫКА
«Далибор» отличается редкой музыкальной целостностью. Музыка оперы носит призывно-маршевый, героически-возвышенный, приподнято-патетический характер. Она благородна и психологически правдива. В центре — романтический образ главного героя, но и другие персонажи наделены выразительными музыкальными характеристиками. Велика роль хора, активного участника событий и двигателя действия.
После краткой интродукции и взволнованных хоровых реплик начинается печальный рассказ Йитки. Торжественно-суровым маршем сопровождается выход короля Владислава. В арии Милады «Со мной заплачет» напряженные интонации, передающие ее отчаяние и душевную боль, сменяются скорбными, скованными. Первый раздел арии Далибора «Из всех земных благ» проникнут нежностью и печалью, затем в мелодии появляются решительные волевые обороты, гневная патетика. Ариозо Милады «Пощады» полно волнения.
Первая картина второго акта — своеобразное интермеццо между драматически насыщенными сценами. За жанровым, выдержанным в светлых тонах хором солдат следует лирический дуэт Йитки и Витека.
Музыка второй картины передает мрачную атмосферу тюрьмы. Темные краски сгущаются в ариозо Бенеша «Угрюмые стены». Ария Милады «Да, настал давно желанный час» — наделена обаятельной широко и свободно льющейся мелодией.
В третьей картине второго акта вслед за легкими истаивающими звучаниями, которые сопровождают видение Далибора, следует его взволнованная ария «Мой Зденко». Финал акта — восторженно-экстатический любовный дуэт Милады и Далибора.
Первая картина третьего акта обрамлена темой королевского марша. В центре ее ариозо Далибора «Что ж медлю я»; начинаясь с речитативной декламации, оно приобретает элегический оттенок.
Заключительная картина открывается настороженно приглушенным звучанием. Внезапно слышится траурный колокольный звон, а на его фоне — мерный хорал монахов. Характер музыки резко меняется: восклицания Милады, возбужденные реплики хора уступают место просветленной лирике прощания умирающей Милады с Далибором. В последний раз мощно и грозно звучит тема короля; заканчивается опера лейтмотивом Далибора, символизирующим победу света и свободы.