Арканджело Корелли


 


Дата рождения: 17 февраля 1653
Место рождения: Равенна
Страна: Италия
Дата смерти: 8 января 1713


Арканджело Корелли (итал. Arcangelo Corelli) — итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.


Он родился 17 февраля 1653 г. в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в просвещённой семье, учился игре на скрипке в Болонье у Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Уже в семнадцать лет Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в Болонскую Филармоническую академию.  


В начале 1670-х гг. Корелли приехал в Рим, где и прошла вся его жизнь. В Риме молодой музыкант продолжил свое образование, изучая контрапункт с помощью опытного органиста, певца и композитора Маттео Симонелли. Музыкальная деятельность Корелли началась сначала в церкви (скрипач в капелле), затем в оперном театре Капраника (капельмейстер). Он зарекомендовал себя не только как замечательный скрипач, но и как руководитель инструментальных ансамблей. С 1681 г. Корелли начал публиковать свои сочинения. Вышли четыре сборника его трио-сонат, которые принесли ему широкую известность. Затем двенадцать сонат для скрипки с басом и двенадцать concerti grossi, опубликованных посмертно в 1714 г.


В 1687-1690 гг. Корелли возглавил капеллу кардинала Б. Панфили, а затем стал руководителем капеллы кардинала П. Оттобони и организатором концертов в его дворце.


В начале 1700-х гг. Корелли вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Сочинения Корелли представляли большую ценность как прекрасное руководство к изучению игры на скрипке. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. Исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и в то же время - взволнованным, патетичным и стремительным.


Воздействие Арканджело Корелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений трудно переоценить. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.

Современники Корелли оставили свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.